Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«Быстрее других способов доставки растут постаматы»

Генеральный директор iHerb в России Илья Микин о драйверах рынка онлайн-торговли.

Из-за пандемии коронавируса ретейл, как и большинство отраслей, развивался по максимально непредсказуемому сценарию. Во время самоизоляции большинство офлайн-магазинов закрылось, и онлайн-шопинг стал единственным доступным каналом приобретения многих товаров для красоты и здоровья.

Для онлайн-магазинов повышенный спрос стал не меньшим испытанием, чем полное закрытие для аналоговых точек продаж. Потребители стали требовательнее к срокам доставки. Нам важно, чтобы клиенты в любой точке планеты получали заказы вовремя, поэтому большие опасения в начале пандемии вызвали ограничения транспортировки: закрывались границы, переставали летать самолеты.

Хотя рейсов действительно стало меньше, сроки доставки увеличились незначительно. Дополнительных ограничений, связанных с транспортировкой, мы на себе не испытали. И ситуация оказалась даже выигрышной для онлайн-игроков рынка.

Онлайн-ретейл активно развивал доставку и до пандемии, а вынужденная изоляция лишь ускорила этот процесс. Мы как раз в начале пандемии начали сотрудничать с «Почтой России». Это существенно облегчило работу: почтовые отделения не закрылись во время самоизоляции, и часть клиентов могли получить заказ с iHerb только там. В результате доля «Почты России» в доставке наших товаров серьезно выросла.

Быстрее, чем другие способы доставки, растут постаматы. По нашим расчетам, в ближайшее время они обеспечат половину объема продаж компании в России. В августе мы подписали соглашение о сотрудничестве с Х5 Retail Group, и теперь товары iHerb можно забирать в постаматах 5Post и на кассах магазинов «Пятерочка». Мы рассматриваем и другие возможности развития доставки, в частности ведем переговоры со «СберЛогистикой». Снизить сроки доставки заказов также позволит эксперимент по внедрению бондовых складов, и мы намерены в нем участвовать.

Наш ассортимент оказался достаточно релевантным во время пандемии. В сегменте продуктов для здоровья и ухода за последние полгода вырос спрос на косметику и витамины для укрепления иммунитета — витамин С, все формы цинка, пробиотики. На спрос не повлияла даже смена сезонов. В результате объем заказов iHerb в России растет ежегодно.

Интерес был полностью органическим, не пришлось даже проводить стимулирующих акций. Российские покупатели в целом активно следят за мировыми тенденциями в сфере здорового образа жизни. Их предпочтения в категории витаминов и пищевых добавок будут меняться в зависимости от сезона, но спрос на БАД в целом будет постепенно расти.

Конечно, с ослаблением карантинных ограничений и открытием магазинов доля онлайн-продаж несколько снизилась. Люди соскучились по традиционному шопингу.

Но три месяца карантина привели в онлайн-ретейл более 10 млн новых покупателей, 30% которых — жители Москвы и Санкт-Петербурга. Больше половины пришедших клиентов планируют и дальше регулярно покупать онлайн. Продукты для здоровья прочно и надолго заняли место в онлайн-корзинах: точная информация о товарах в каталоге и система отзывов позволяет максимально точно подобрать необходимый продукт.

Россия для нас стратегически важный рынок, и мы готовы адаптироваться к нему и активно инвестировать в него. Мы, например, провели аудит на соответствие наших товаров техническому регламенту Таможенного союза ЕАЭС и исключили более тысячи товаров с запрещенными на этой территории ингредиентами.

Для российской продукции это трамплин, с которого можно взлететь на другие мировые рынки. В условиях экономической нестабильности расширять границы электронной торговли непросто, а наша площадка дает доступ к рынкам более 150 стран мира.

Сейчас на iHerb представлена широкая линейка продуктов российского производства марки R.O.C.S, сертифицированных во многих странах мира. Еще порядка пяти российских производителей в очереди на интеграцию. Мы планируем активно продвигать российскую продукцию на мировой рынок и в Северной Америке, и для этого тщательно подбираем качественные, натуральные и экологически чистые продукты.

Об авторе
Илья Микин Илья Микин Генеральный директор iHerb в России