Хотя самолёты и считаются самым безопасным видом транспорта, статистика бессильна перед иррациональным страхом полётов. А таинственные авиапроисшествия, объяснений которым эксперты не могут найти десятилетиями, становятся главными загадками современности. Несмотря на все технологии, которыми мы обладаем, история авиации полна нераскрытых тайн и случаев, когда расследование авиакатастрофы зашло в тупик.

Злополучный рейс MH370 можно назвать главной авиационной загадкой десятилетия. Пассажирский лайнер авиакомпании Malaysia Airlines вылетел из Куала-Лумпура в 00:42 8 марта 2014 года. В пункт назначения, Пекин, он так и не прибыл, и о судьбе 239 человек на борту остаётся только гадать. Последним, что услышала Земля, прежде чем Боинг 777 пропал с экранов радиолокаторов, стала фраза: «Спокойной ночи, MH370». Растянувшиеся на три года поисковые операции, названные самыми масштабными в истории авиации, потерпели крах. Только случайность помогла найти небольшие фрагменты фюзеляжа через два года в 4000 км от предполагаемого места падения.
Причину катастрофы официальное расследование так и не выяснило, но всё же кое-что стало известно. После исчезновения с экранов радиолокаторов лайнер резко сменил курс и находился в воздухе ещё около 7 часов. Из неких секретных документов следует, что незадолго до трагедии командир рейса моделировал подобный полёт в компьютерном симуляторе. А двое пассажиров рейса 370 попали на борт по украденным документам, попавшим в базу Интерпола. Кроме того, сомнительными оказались действия авиадиспетчеров и авиакомпании, которые подняли тревогу слишком поздно.
Ещё одна нераскрытая авиационная загадка связана, как ни странно, с искусством. На борту пропавшего 30 января 1979 года Боинга 707 перевозили 153 картины знаменитого художника Манабу Мабе. Драгоценный груз оценивают в $ 1,24 миллиона. Рейс следовал из Токио в Рио-де-Жанейро с остановкой в Лос-Анджелесе, но исчез над Тихим океаном через 30 минут после взлёта. Поиски не дали результатов: никаких следов крушения не обнаружили до сих пор и официальная причина происшествия так и не установлена. Зато неофициальные версии настолько фантастичны, что могли бы лечь в основу фильма. В первую очередь подозрения пали на коллекционеров, устроивших охоту на картины прославленного Мабе. Впрочем, за 40 лет ни одно полотно так и не всплыло в коллекциях. В гибели лайнера подозревали и СССР: якобы, грузовой Боинг был сбит советскими истребителями.
Исчезновение пассажирского бомбардировщика Lancaster в Аргентинских Альпах было окутано тайной более 50 лет. 2 августа 1947 самолёт Star Dust — «Звёздная пыль» направлялся из Буэнос-Айреса в Сантьяго, Чили. За 4 минуты до запланированной посадки авиадиспетчер принял странное сообщение на азбуке Морзе: «STENDEC». Ошибки быть не могло: послание было очень быстрым, но отчётливым и повторилось ещё два раза. После этого самолёт бесследно пропал. Тщательные поиски в зоне предполагаемой катастрофы не принесли результатов.
Сторонники конспирологических теорий выдвинули невероятную версию: борт был похищен инопланетянами, и непонятное послание тоже указывает на них. Только через полвека после трагедии двое альпинистов случайно наткнулись на обломки в леднике. Тогда стало ясно, что произошло: в густом тумане пилот пошёл на снижение, не заметив горных вершин. Врезавшийся в склон самолёт оказался погребён под толщей снега на 50 лет. Но что хотели сказать погибшие пилоты в последнем сообщении, не удалось расшифровать до сих пор.

Обыкновенный учебный полёт в районе Багамских островов обернулся трагедией, которая стала одной из самых загадочных и необъяснимых в истории мировой авиации. 5 декабря 1945 года звено из пяти торпедоносцев-бомбардировщиков Avenger ВМС США совершало обычное упражнение. Ничто не предвещало сложностей для опытных пилотов на типичном маршруте с благоприятным прогнозом погоды. Однако через полтора-два часа после вылета начались неполадки, затем лётчики сбились с курса и потеряли ориентиры на знакомом маршруте, а вечером того дня бомбардировщики пропали без вести.
Странности на этом не кончились: один из двух самолётов, направленных на поиски пропавшего звена, также погиб. Официальной причиной назван взрыв в воздухе, который видели с танкера, однако поиски не обнаружили ни масляного пятна на воде, ни обломков на месте крушения. Так же бесследно исчезли и пять «Эвенджеров». Конспирологи винят во всём аномалию Бермудского треугольника. Цитируют даже слова, якобы принадлежащие ведущему звена лейтенанту Тейлору: «Кажется, что мы вроде… мы опускаемся в белые воды… мы полностью заблудились…» Эта версия остаётся без доказательств, а вот то, что Тейлор настойчиво пытался отказаться от полёта, внушает почти суеверный страх.
Исчезновение легендарной летчицы над Тихим океаном, возможно, прославило её больше, чем все заслуги, ордена и рекорды до 2 июля 1937 года. Тот роковой перелёт должен был стать для неё последним. Завершив кругосветное путешествие, Эрхарт собиралась посвятить себя семье, а вместо новых авиационных побед заняться разработкой полётов в стратосфере. Её планам не суждено было сбыться. Когда до финиша оставалась лишь пятая часть маршрута, удача подвела пилота. Этот этап был самым длинным и опасным: двухмотороному моноплану предстояло разыскать в Тихом океане крохотный островок, где самолет смог бы заправиться. К тому моменту Эрхарт со своим штурманом Фредом Нунаном пролетела уже больше 35 тысяч километров, поставив несколько мировых рекордов. Но до острова Хауленд она так и не долетела.
После исчезновения самолёта ВМС США развернули самую масштабную и дорогую спасательную операцию за всю историю американского флота. Однако две недели поисков не принесли никаких результатов: не нашли ни обломков самолёта, ни тел, ни каких-либо деталей, которые могли бы пролить свет на произошедшее. Эрхарт и Нунана признали мёртвыми, однако в их гибель поверили не все. Согласно одной из теорий, они попали в плен к японцам, которые их позже и казнили. Только в 2016 году удалось доказать, что останки, которые нашли на необитаемом атолле Никумароро более полувека назад, могли принадлежать Амелии Эрхарт.