Ученые научились выявлять болезни по каплям слез

Слезы могут быть не менее информативны, чем кровь и другие жидкости в организме.
Ученые научились выявлять болезни по каплям слез

Несколько групп ученых работают в настоящий момент над тест-системами, которые позволяют диагностировать по капле слезы даже такие серьезные болезни, как рак и диабет.

Инженеры из Университета Кобе в Японии разрабатывают устройство, которое использует слезы для быстрого и легкого обнаружения рака груди. Слезы собирают с помощью полоски бумаги, а затем помещают в сканер. Устройство исследует жидкость на наличие экзосом — частиц, которые действуют как курьеры между клетками, перенося гены и белки. Обнаруженные мутации в биоматериале являются свидетельством онкологических процессов. По словам инженеров, устройство может появиться в продаже уже в следующем году.

Тем временем группа ученых из Токийского университета использует слезы, чтобы помочь людям с диабетом контролировать уровень сахара в крови. В исследовании участвовали 100 человек с диабетом второго типа. Выяснилось, что уровни гликированного альбумина — модифицированного белка, который отражает средний уровень глюкозы в течение двух недель, —коррелировали в слезах с уровнями в крови.

Исследователи также трудятся над тестом, который позволяет выявить по слезе синдром Шегрена — аутоиммунное заболевание, в котором задействованы железы внутренней секреции. Не так давно выяснилось, что заболевание вредит процессу аутофагии в клетках. Теперь ученые из Сеульского национального университета в Южной Корее сообщили, что количество ATG5 — белка, участвующего в аутофагии, — в слезах может помочь диагностировать болезнь Шегрена у людей с симптомами сухого глаза с большей точностью, чем стандартные диагностические тесты, такие как анализы крови и кожи.

Как передает Daily Mail, для диагностики в будущем может пригодиться также ушная сера. Исследователи из Королевского колледжа Лондона разработали тест, позволяющий определить уровень кортизола по биоматериалу из ушей. Исследования показали, что этот вариант тестирования лучше, чем те, что используются сейчас — по волосам или слюне.

В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации