Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пострадавшая в столкновении с неизвестным объектом атомная подводная лодка (АПЛ) США USN-22 Connecticut 8 октября вернулась в базу на острове Гуам. Началась оценка ее повреждений, но уже объявлено, что реактор не пострадал. Инцидент, в результате которого получили травмы 11 моряков, произошел во время крупнейших международных учений в Азиатско-Тихоокеанском регионе с участием четырех авианосцев США и их союзников. Маневры были призваны стать демонстрацией силы коалиции перед Китаем. Какие задачи там выполняла самая дорогая ударная субмарина Пентагона и с чем она могла столкнуться, разбирались «Известия».

Ударный инцидент

По словам источников в оборонном ведомстве, они внимательно отслеживали ситуацию с подводной лодкой и анализировали данные объективного контроля. У России есть возможности наблюдения иностранных военных кораблей в заданных районах Мирового океана, подчеркнули в Минобороны.

Хотя инцидент произошел еще 2 октября, флот США сообщил о нем только через пять дней, в четверг. По официальным данным травмы получили 11 членов экипажа, двое из них — средней тяжести. Экстренная медицинская эвакуация им не потребовалась. Ядерный реактор не пострадал. Лодка сохранила ход и смогла вернуться на базу самостоятельно.

Американские военные заявили, что инцидент случился в Южно-Китайском море и не был вызван столкновением с другой подводной лодкой. После него Connecticut всплыл и направился к острову Гуам в надводном положении.

Столкновение американской субмарины с неизвестным объектом произошло на фоне ухудшения отношений Вашингтона и Пекина из-за массового вторжения китайских военных самолетов в Зону идентификации ПВО Тайваня и крупнейших за несколько лет международных маневров в морях неподалеку от китайского побережья.

МИД КНР

Здание МИД КНР

Фото: commons.wikimedia.org/Max12Max

Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил, что Китай серьезно обеспокоен этим инцидентом, и попросил США уточнить конкретное место аварии и дать более подробную информацию о самом столкновении. Также он отметил, что Китай и его соседи имеют право задать Вашингтону вопросы по поводу аварии и выяснить правду.

Подводные препятствия

Подобные аварии уже случались с подлодками США. В 2005 году атомная USS San Francisсo в подводном положении на полном ходу задела скалу на глубине 160 м. Тогда погиб один американский моряк, а 98 человек (почти весь экипаж) получили травмы и ранения. Лодке с трудом удалось всплыть на поверхность и вернуться на базу. Точно установить, с чем она столкнулась тогда, удалось только при осмотре в сухом доке.

Много подобных происшествий происходит из-за неоткорректированных карт, которыми пользуется штурман на корабле. Экипаж должен знать обстановку в районе, отслеживать, к примеру, коралловые рифы, мели, которые могут менять свое положение, другие подводные объекты, — объяснил «Известиям» бывший командир подводной лодки контр-адмирал Всеволод Хмыров. — Мы не можем делать предположений по этой конкретной ситуации, поскольку неизвестно, на какой глубине и в каком режиме шел корабль. Но одной из причин всегда оказываются действия экипажа. Кроме исправности техники важны готовность и профессионализм личного состава, который должен уметь управлять подводной лодкой так, чтобы подобных инцидентов не было.

Бывший командир атомного подводного крейсера капитан 1 ранга Игорь Курдин считает, что исключать версию столкновения с другой субмариной, несмотря на заявления США, нельзя.

USS San Francisco

USS San Francisco

Фото: commons.wikimedia.org/U.S. Navy/Nathanael T. Miller

— Есть так называемая безопасная глубина плавания. Это 45 м и у нас, и у американцев, — рассказал эксперт «Известиям». — Это означает, что мы не можем столкнуться ни с каким надводным кораблем или судном, включая даже супертанкеры, потому что ни у кого такой осадки нет. Если бы дело было в арктических районах, это могло быть столкновение с айсбергом. Но в теплом Южно-Китайском море их нет. Поэтому можно предположить лишь один вариант — столкновение с другой субмариной.

Несмотря на то что и российские, и американские, и другие подводные лодки оборудованы современными сонарами и другими средствами обнаружения, такие столкновения происходят регулярно, добавил Игорь Кудрин. Из-за особенностей водной среды две субмарины могли просто оказаться друг у друга в зоне «акустической тени».

По морским традициям, в случае столкновения обе подводные лодки должны всплыть и сделать донесения об этом, запросить оппонента и оказать помощь, пояснил капитан 1 ранга. Но, как правило, один из участников инцидента предпочитает скрыться, чтобы остаться неизвестным.

Авианосный квартет

Регион, в котором получила повреждения подводная лодка Connecticut, считается одной из горячих точек мира. В последние годы в Южно-Китайском море растет напряженность из-за территориальных споров Китая и окружающих его стран, поддерживаемых США.

В минувшие выходные там прошли масштабные военно-морские учения ударных авианосных групп США, Соединенного Королевства и Японии. В них приняли участие также корабли Нидерландов, Канады и Новой Зеландии — всего 17 вымпелов.

USS Ronald Reagan

USS Ronald Reagan (на переднем плане)

Фото: commons.wikimedia.org/U.S. Navy/Todd P. Cichonowicz

В водах к юго-востоку от японского острова Окинава встретились авианесущий эсминец JS Ise морских сил самообороны Японии, американские ядерные авианосцы USS Ronald Reagan и USS Carl Vinson, а также новейший британский Queen Elizabeth. Их сопровождал внушительный эскорт из крейсеров и эсминцев с крылатыми ракетами и мощным зенитным вооружением.

Сводная эскадра отработала защиту от воздушных угроз и нанесение ударов по морским целям. О действиях подводных лодок не сообщалось, но обычно каждую авианосную ударную группу сопровождает по крайней мере одна АПЛ. Она выслеживает субмарины противника и увеличивает ударный потенциал группы своими крылатыми ракетами.

Подводный хищник

Многоцелевую USS Connecticut направили на боевую службу в Тихий океан с базы в штате Вашингтон на западном побережье США в конце мая этого года. После этого субмарина дважды посещала порты в Японии. О том, что она будет принимать участие в учениях, заранее не сообщалось.

Названные в честь зубастой морской рыбы подлодки класса Seawolf — самые дорогие американские атомные субмарины-охотники. Они не оснащены межконтинентальными ядерными ракетами, но несут целый арсенал торпед и до 50 крылатых ракет для атаки морских и наземных целей.

Эти скоростные подлодки проектировались в конце эры холодной войны для поддержания господства на море. Они должны были бороться с новейшими советскими подводными крейсерами с баллистическими ракетами и многоцелевыми атомными субмаринами. Предполагалось, что действовать им придется в глубинах Северного Ледовитого океана и на шельфе арктических морей. Для выполнения таких задач их оснастили самым передовым гидроакустическим комплексом.

Подводная лодка класса Seawolf

Подводная лодка класса Seawolf

Фото: commons.wikimedia.org/U.S. Department of Defence

Планировалось, что будет построена серия из 29 субмарин проекта Seawolf стоимостью в $3 млрд каждая, то есть в два-три раза дороже предшествующей модели. Распад СССР привел к сокращению военных расходов США. Проекты строительства атомных подлодок сильно пострадали. Было завершено только три высокотехнологичных лодки.

На смену Seawolf был разработан меньший по размеру и более дешёвый проект многоцелевых атомных подлодок класса Virginia. При этом по многим параметрам он оценивался как уступающий реликту времен окончания холодной войны.

Прямой эфир