Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин заявил о вдохновляющем примере ветеранов ВОВ
Армия
Медведев заявил о наличии у России необходимого опыта и потенциала для победы
Мир
Парламент Грузии одобрил во втором чтении закон об иноагентах
Мир
Более 1,6 тыс. сторонников Палестины задержаны в США за две недели
Мир
Захарова осудила идею привлечь женщин к разминированию на Украине
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Мир
Премьер Грузии призвал правоохранителей проявлять терпение на митингах
Мир
У представительства ЕС в Кишиневе прошел митинг в защиту Дня Победы
Мир
СБУ обвинила митрополита канонической УПЦ в разжигании межрелигиозной розни
Мир
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» в целях безопасности
Армия
Российский офицер рассказал о 28 днях в окружении ВСУ
Армия
ВС РФ нанесли поражение штабу оперативного командования ВСУ «Юг»
Мир
Неизвестные бросили коктейль Молотова в синагогу в Варшаве
Общество
На выставке «Россия» прошло шествие под лозунгом «Май! Труд крут!»
Мир
Политолог назвал поддержку Латвией ударов Украины по РФ очередной провокацией
Общество
Арестован за взяточничество замминистра энергетики Свердловской области Кислицын
Общество
Дело о жестоком обращении с животными на конезаводе возбудили на Ставрополье
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Есть актеры, чье великое мастерство скрадывается народной к ним любовью — они сливаются со своими персонажами, растворяются в них. Это может стать трагедией для артиста, а может лишь подкрепить его внутреннюю энергию, дать толчок к новым достижениям. К последней категории относился и Валерий Гаркалин, для миллионов — незабываемый Кроликов/Шниперсон/Алмазов/Кроликоу из «Ширли-Мырли» Владимира Меньшова, для избранных ценителей — большой, многогранный театральный актер. Увы, сегодня Валерия Гаркалина не стало — «Известия» вспоминают замечательного русского актера.

Мы все до последней минуты надеялись на лучшее, не верили слухам о том, что здоровье народного — пожалуй, с большой буквы Народного — артиста России окончательно сдалось перед грозной болезнью. К сожалению, худший сценарий всё же сбылся — после тяжелых недель в коме Валерий Гаркалин умер от осложнений на фоне коронавирусной инфекции. Для миллионов его поклонников по всей России — и, в общем говоря, по всему миру, куда только занесла судьба выходцев с бывшей одной шестой части суши — сегодня поистине черный день.

Леонид Белозорович, актер, режиссер:

Мне сейчас очень трудно говорить, потому что не просто работали вместе: мы были хорошими друзьями, я любил этого человека. Для меня это большой удар. И — нет слов, ничего больше не могу сказать

Актеры Вера Алентова и Валерий Гаркалин на съемках комедии «Ширли-мырли» режиссера Владимира Меньшова

Актеры Вера Алентова и Валерий Гаркалин на съемках комедии «Ширли-Мырли» режиссера Владимира Меньшова

Фото: РИА Новости/Галина Кмит

Удивительным образом Гаркалин, воплотив больше четверти века назад на экране ироничный образ многоликого «братца Кроликова», зеркального близнеца вуди-алленовского Зелига, сумел создать в общественном создании новый архетип русского человека. Неважно, и где обретающегося, неважно, чем занимающегося, неважно даже, если он вдруг оказывается евреем или африканцем, — так уж случилось после крушения привычной, не очень комфортной, но по-своему уютной старой страны по всему огромному миру. «Мы не в изгнании, мы в послании», — говорили о себе эмигранты первой волны. Герой Гаркалина в «Ширли-Мырли» стал символом «вселенского», наднационального россиянина, не изгнанного, но рассеянного — по России, по всей бывшей Стране Советов, по всему миру.

Конечно, в успехе «Ширли-Мырли» огромную роль сыграл талант режиссера и сценариста Владимира Меньшова. «Владимир Алексеевич Меньшов был автором моей биографии. Люди старшего поколения делили свою жизнь на "до войны" и "после войны". А я могу поделить свою биографию так: до встречи с Владимиром Меньшовым и работой с ним над картиной "Ширли-мырли" и после этого», — признавал сам Гаркалин.

Однако ж представить себе кого-то другого вместо Гаркалина в главной роли практически невозможно — настолько идеально актер «вписался» во всех четырех главных героев. Кинороман Меньшова, задуманный как фарс, обернулся в результате едва ли не главным фильмом 1990-х, ироничным взглядом на постсоветскую историю страны и даже, без преувеличения, на судьбу всего мира.

Юрий Чернов, народный артист России:

Валера Гаркалин — это же огромной страница в биографии театральной и кинематографической жизни нашей страны. Удивительный артист, разноплановый. Он ведь начинал, как актер кукольного театра. Там он научился владеть своим телом и голосом. И хорошо, что у него была эта школа, потому что там за каждого персонажа ему приходилось говорить разными голосами. А как он себя проявил на драматической сцене, в кино. Всегда море обаяния, улыбчивый, такой открытый, темпераментный, азартный.

Я с Валерой снимался в «Ширли-мырли», в сериале «Сватья». Вспоминаю сейчас, как это было потрясающе. Можно долго говорить, про его талант, про его человеческие качества, обаяние, зрительскую любовь к нему и его любовь к зрителям.

Мы знали, что он тяжело болеет. Но все надеялись на лучший исход, но жизнь — штука непредсказуемая. Мои соболезнования родным, близким, друзьям, тем кто знал и когда-то общался, работал с Валерием Гаркалиным. Светлая память...

«Проникновенье наше по планете» с тех пор стало заметным не только вдалеке: выходцы из СССР возглавляют гигантские транснациональные корпорации, читают лекции в университетах на самых дальних окраинах ойкумены, просто живут в местах, о которых когда-то не упоминалось даже в передаче Сенкевича. Гаркалину удалось показать этот исход, почти библейских масштабов, с удивительной точностью и лаконичностью.

Алена Хмельницкая, актриса театра и кино:

Я просто в шоке, не знаю, что и сказать. Мы с ним играли в спектаклях и кино, и много играли. Я в большом потрясении. Огромное горе, и слов нет

Сергей Фролов и Валерий Гаркалин в спектакле «Лес»

Сергей Фролов и Валерий Гаркалин в спектакле «Лес»

Фото: Global Look Press/Ekaterina Tsvetkova

В общем-то, судьба словно готовила его и к той, ставшей главной, роли — и в целом к званию Народного. Валерий Гаркалин родился 11 апреля 1954 года в Москве в семье заведующего гаражом и кассирши в столовой. К театру или кинематографу семья никак не относилась. Более того, несмотря на всю тягу юного Валеры к сцене, по настоянию отца после окончания школы он поработал слесарем — чтобы на своей шкуре познать, «почем она, копеечка». Отслужив в армии, уже самостоятельный Гаркалин всё же твердо вступил на избранный путь — сдал документы в Гнесинку и успешно прошел на факультет кукольного искусства. После выпуска в 1978 году с друзьями основал театр «Люди и куклы», в начале 1980-х гремевший по всей стране, — без участия их марионеток обходилась редкая юмористическая программа на советском ТВ. Неудивительно, что спустя какое-то время Гаркалина пригласил к себе сам Сергей Образцов, в театре которого актер прослужил несколько лет.

Жанна Эппле, заслуженная артистка РФ:

Валерий Гаркалин — важный человек в моей жизни, мы дружили более 30 лет. Это огромная и неожиданная потеря. В последнее время он тяжело болел, сидел на препаратах, он даже не мог ходить. Валера прожил красивую жизнь — добрый, талантливый, харизматичный, обаятельный он навсегда останется в нашей памяти.

Всё же ему было тесно «в тени» кукол — и в 1988 году Гаркалин получает второе артистическое образование, окончив факультет эстрады и массовых представлений ГИТИСа. В том же году он становится актером Театра эстрады, где ему суждено было сыграть немало блестящих ролей, лучшей из которых знатоки признают роль Петруччо в шекспировском «Укрощении строптивой», поставленном Валентином Плучеком в 1994 году.

Борис Смолкин, заслуженный артист РФ:

Мне в половине восьмого утра написали, что Валера умер, и я до сих пор не могу прийти в себя. В последний раз мы с ним вместе выступали на дне рождения Зощенко в Сестрорецке, в августе. И все было нормально, мы вместе выступили, вместе обедали, ужинали, Валера был в добром здравии. Ужасно! Все слова соболезнования, сочувствия дочке и всем близким, друзьям

Валерий Гаркалин в криминальной драме «Каталы»

Валерий Гаркалин в криминальной драме «Каталы»

Фото: Роскино

Но еще до признания театралами он познал грандиозный успех в кино. Первая же роль, профессионального картежника Грека в криминальной драме «Каталы» (1989) Сергея Бодрова-старшего и Александра Буравского, сделала его знаменитым на всю страну. Но вскоре этой страны не стала — а с ней и кинопроката. Слава, казалось, испарилась — вслед за уходившим духом времени, пресловутым «ветром перемен». Гаркалин продолжил работать на театральной сцене, снимаясь и в кино — не в главных ролях и в полузабытых ныне фильмах. Но в 1995-м он вновь проснулся знаменитым — сперва на всю Россию, а по мере того, как видеокассеты с фильмом Меньшова расходились по диаспоре, и на весь свежесозданный «русский мир». На следующий год он — уже в статусе суперзвезды — участвовал в новогоднем шоу «Старые песни о главном»; в те времена такое приглашение свидетельствовало о непререкаемом статусе артиста.

Юрий Васильев, народный артист России, профессор ГИТИСа:

Хорошо помню, как Валера пришёл в Театр Сатиры. Валентину Плучеку Валера очень по душе пришёлся. Плучек вообще влюблялся в актеров. Валера сыграл у него Петруччио в «Укрощении строптивой». Очень ярким, необычным получился образ. Потом Плучек поставил второй вариант «Трехгрошевой оперы», я играл Мекки Ножа, а о Валера -Пичема. Помню и его Хлестакова, такого же нестандартного, как и все другие его роли.

Думаю, что он мейерхольдовскоого плана был артист. Мы с ним преподавали на одном факультете в ГИТИСе. Его очень любили студенты. В нем была бездна юмора, и он всегда очень громко, заразительно смеялся. Слышишь смех — значит, там Гаркалин. Последний раз мы с ним встречались тоже в ГИТИСе, в сентябре. Был, как всегда, жизнерадостный — шутки, прибаутки...

Впрочем, лучшим свидетельством его истинной «звездности» была всенародная, искренняя любовь — и та скромность, что присуща бывает лишь действительно большим артистам. «Публичность — часть профессии. Но я к ней пришел не сразу. Быть публичным противоестественно для человека, он по природе скромен», — говорил Гаркалин в одном из последних интервью. Он всегда сохранял это чувство меры, чувство собственного достоинства — и именно благодаря ему сохранял зрительскую любовь, несмотря ни на какие капризы моды и повороты культурной повестки.

Валерий Баринов, актер, народный артист России::

Это был уникальный артист, с колоссальным диапазоном. Он везде был безупречен и ярок — в трагедии, драме и комедии. Человек был на редкость добрый, светлый, это редко встречается среди актеров. Разный бывает народ. А он — всегда излучал доброжелательность и радость. Я его запомню таким. Я с ним много общался, можно сказать, дружил, поэтому для меня это большая личная потеря. Сейчас у меня в памяти мелькает, как пленка, череда воспоминаний, связанных с ним. Помню одну прогулку в Петербурге. Мы были на каком-то фестивале, была еще жива жена Валерия Катя. Мы шли от Спаса-на-крови. Был солнечный, яркий, прекрасный день. Катя подбежала к киоску какому-то, что-то купила и говорит: это тебе от нас. Это была подставочка для использованных чайных пакетиков, очень красивая. Почему-то в этот момент было необычайно радостно, у нас было замечательное настроение. Вот такой эпизод я вспоминаю сейчас, хотя столько у нас всего было — а вот именно это сейчас перед глазами стоит

У него не было больше столь же значительных ролей в кино — да он и не гнался за ними. Зато были трагический, чистый Моцарт на сцене МДТ Джигарханяна, уморительный и жутковатый капитан Миляга в «Чонкине» по роману Войновича и даже Гамлет, не бесспорный, но яркий, в Театре Станиславского. С уходом Гаркалина мы потеряли не только народного любимца, характерного комического киноартиста. Мы потеряли одного из сильнейших театральных актеров страны — и одного из тех людей, чьей честностью, старанием и талантом и жива пока русская культура. Прощайте, Валерий Борисович. Нам будет трудно без вас.

Прямой эфир