window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
05 апреля 2018, 10:23

Гребенщиков: от "Ассы" до Крыма

Читать ren.tv в

Я решил вдруг посмотреть кино, вышедшее на экраны за три года до моего рождения. Тем более что его юбилей шумно отметили социальные сети. Называется «Асса», режиссер Сергей Соловьев.

Лукавлю, конечно, «Ассу» я смотрел раньше, но стерлась она из памяти совершенно, пришлось освежить. Не только благодаря юбилею, но послереанимационным заявлениям главного идеолога «Ассы» — поэта и певца Бориса Гребенщикова, БГ.

Рискую задеть чувства верующих в собственную перестроечную юность, но вынужден сказать: «Асса» — кино претенциозное и слабое. Несмотря на хорошую игру Станислава Говорухина и Татьяны Друбич кино кажется слишком наивным и чересчур занудным. Дело, кстати, не в эпохе: из того же перестроечного набора фильм «Игла», снятый годом позже, гораздо интереснее смотреть сейчас, в большей степени из-за харизмы Виктора Цоя. Так же сильно и свежо смотрится «Маленькая Вера» (не случайно четверть века спустя, в наши дни, появляется своеобразный ремейк «МВ» — фильм 2014 года «Комбинат “Надежда”» Наталии Мещаниновой). Впрочем, продолжение «Ассы» под вычурным названием «2 – Асса – 2» снял сам Соловьев, но как будто и не снимал — фильм встретили оглушительным и конфузливым молчанием (Сергей Шнуров в главной роли не помог), и помалкивают вот уже десять лет. Берегут репутацию мэтра?

А первая «Асса» — это невероятно растянутый рекламный ролик, в котором промоутируются одновременно отечественный андеграунд (на тот момент уже весьма условный и преимущественно питерский) и прошаренность самого режиссера, явно пересмотревшего сюрреалистических лент Луиса Бунюэля. Поскольку задумывал он что-то вроде советского Zabriskie Point`а, а получилось «Скромное обаяние буржуазии». Ещё что-то есть от раннего Годара — «Мужское-женское» и всё в этом роде. А может, черт его знает, так всё и задумывалось: богема, которая в фильме Соловьева — коллективный главный герой, словно прикидывает, как оно там будет жить, в скорой ситуации всеобщего рынка, когда «всё на продажу». И находит, что ничего, комфортно, даже очень.

Фото: © соцсети

Наличествуют, безусловно, и ценные, до сих пор цепляющие вещи — саундтрек, например. Кажется, именно из «Ассы» для своих лучших фильмов взял эту схему Алексей Балабанов: когда акварельный, а то и карамельный набор песен и мелодий, казалось бы, должен диссонировать с брутальным и кровавым содержанием, а на самом деле многократно усиливает восприятие. В «Ассе» всё это, по большей части, друг от друга отдельно, а вот Балабанов прием усвоил и довел до совершенства, тем самым сделав отечественному року большую рекламу.

Но, по сути, конечно, люди вспоминают не знаковое кино, а себя, молодых и красивых, сексуально неотразимых и готовых победить этот мир с серёжкой-фотографией. Тогда сахар казался слаще, хоть и был по талонам, социальный климат, верилось, подлежал радикальному исправлению, а кумиры с гитарами наперевес еще не давали никакого повода усомниться в своей искренности и правильности взглядов.

С тех баснословных пор многие из них поводов, конечно, наплодили.

Взять того же БГ, масса высказываний и действий которого стали бальзамом на ранах и комплексах либеральной публики. Впрочем, не додумывали ли рефлексирующие мыслители за гуру и мудреца сами? Так, осторожный Борис Борисыч первопричиной всех бед в стране объявил телевизор, и кому надо, поняли, что это он так клеймит имперскую пропаганду. Трюк-то простой: неодушевленный предмет и не ответит ничего. А вечный вопрос «кто виноват» между тем закрыт.

Фото: © скриншот YouTube

Клоунаду с Михаилом Саакашвили, поняв, что, конечно, тогда случился перебор, БГ ныне объясняет так: «С Саакашвили не знаком совсем. Как-то он попросил сделать селфи после концерта. Я не стал отказывать человеку. Вот и вся история. Но знаю, как его и по сей день любят и уважают в Грузии». Последняя фраза — разумеется, изощренное издевательство над любителем селфи: известно, как относятся в Грузии к заочно осужденному там Саакашвили. У БГ даже песня такая была — «Селфи». Песня прекрасная. Там есть такие строчки: «Те, кому я протягивал руку, спотыкались и сбивались с пути; я хозяин этого прекрасного мира, но мне некуда в нем идти».

Но при всех уловках и словесной эквилибристике мировоззрение БГ последних лет было, в общем, понятным.

2 апреля Б. Б. Гребенщиков дал интервью агентству ТАСС, и вот там уже явно наметились расхождения с прежним строем мысли:

— А в Крыму "Аквариум" за последние четыре года был?

— После марта 2014-го нам не поступило ни одного разумного предложения по гастролям. Сделают — поедем с большим удовольствием. Хочу этого и жду, у меня ведь полжизни прошло в Крыму. Мы и в Луганске с Донецком готовы выступить, если грамотно организуют наш концерт, обеспечат все необходимое для выступления.

— Киев после этого будет для вас закрыт.

— Разумные люди всегда найдут возможность договориться, а с придурками общаться не собираемся. Мы же не к политикам едем, а к зрителям, которых за эти годы и на Украине меньше не стало, уверяю вас.


Фото: РИА Новости

Многих подобные метаморфозы озадачили, а мне кажется, объясняются они просто.

В марте БГ попал в реанимацию, причины и диагнозы нас не должны интересовать, принципиально именно состояние — между жизнью и смертью. Пограничье способствует концентрации внимания в нужных местах: то есть на себе, и в этом нет ничего зазорного. БГ, как мне кажется, больше всего в себе ценит не творческие достижения и долголетие художника, не альбомы, фильмы, книги и культовый статус, а масштаб личности.

Майданные симпатии, идеи и комплексы этот масштаб явно преуменьшают, Крым же и Донбасс — если не увеличивают, то приводят в прежнее соответствие. Возвращают БГ во времена «Русского альбома», где величие и масштаб «русского мира» были больше самого БГ, были больше комплексов отдельно взятого человека. Это, если хотите, объективная реальность, независимая от этических и политических оценок. И чутьем большого художника БГ почувствовал нужный своему сегодняшнему состоянию контекст.

В одной блестящей рецензии на альбом БГ «Время N» автор предположил, что идеал Гребенщикова — Великобритания. В параллели этой много всего, и немаловажна, как мне кажется, имперская составляющая. БГ, возможно, обнаружил, что полноценных империй на планете не так уж много. Великобритания среди них, в Америке он записал альбом и понял, что его люди всё-таки находятся в России, а Россия в этом недлинном ряду занимает достойное место среди империй, в отличие, кстати, от Украины. Поэтому его выбор очевиден.

По крайней мере во всё это хочется верить, и уж точно за всем этим гораздо интереснее наблюдать, чем, скажем, пересматривать «Ассу».

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_290571 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_290571')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_290571', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_290571', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_290571(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_290571(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })