Фото: Imago/TASS Франция и Хорватия национальными торжествами встретили своих героев. Переживаний, воспоминаний, мнений хватит еще не на одну неделю. Тем временем можно уже посчитать чужие деньги. Сколько заработала или сколько потеряла Россия, ставшая хозяйкой праздника футбола – этот вопрос будет дискутироваться долго. А вот с Международной федерацией футбольный ассоциаций, больше известной как ФИФА, все проще. Эта серьезная структура, у которой учет и контроль на самом высоком уровне. Отчетность ведется по периодам, включающим в себя четыре года от чемпионата до чемпионата. Таким образом, российскому первенству соответствует отрезок 2015 – 2018 годы. И в ФИФА уже точно знают сколько заработали на этом чемпионате. Еще до старта чемпионата мира американская «The New York Times», в распоряжении которой оказались внутренние финансовые документы ФИФА, сообщила, что доходы организации за четырехлетний цикл увеличились в сравнении с предыдущим периодом на 6,7% и составили 6,1 млрд долларов США. Что должно быть особо радостно для футбольных боссов – эта цифра на 8% превысила их собственные расчеты. Период с 2011 по 2014 годы, завершившийся мировым первенством в Бразилии, принес организации 4,8 млрд долларов США. Основную прибавку ФИФА дали новые спонсорские соглашения и увеличившиеся продажи медийных прав на освящение турниров, проводящихся под эгидой этой организации. Собственно, организация соревнований по «лучшей игре с мячом» – главная функция международной федерации, созданной в 1904 году. ФИФА контролирует кроме чемпионата мира еще 15 турниров по женскому, пляжному, юношескому и киберфутболу. Теперь самое время разобраться в структуре доходов организации. Основной источник ее заработков – пресловутые медийные права. Если раньше речь шла в основном о продаже телевизионных прав, то теперь к ним прибавились права на освещение футбольных турниров в интернете и на других медиаплатформах. За интересующий нас период доходы федерации по этой статье составили чуть более 3 млрд долларов США. А всего из этого источника ФИФА получает более половины (53%) своих доходов. Следующим по значимости (29% в структуре доходов) являются спонсорские и партнерские соглашения ФИФА с компаниями и фирмами. Организация получает деньги, а спонсоры – возможность использовать в своей рекламе товарные знаки, зарегистрированные на международную федерацию. С момента выбора России в качестве страны проведения ЧМ-2018 спонсорский контракт с ФИФА не подписала ни одна новая компания, представляющая Западную Европу или Северную Америку. Действующие западные спонсоры: Coca-Cola, Adidas, Bud, Visa, McDonalds - имеют долгосрочные действующие контракты c ФИФА. Но зато теперь этот список пополнился китайскими производителями бытовых приборов, смартфонов и молочной продукции (Hisense, Vivo и Mengnui) и корпорацией Wanda Group, специализирующейся в девелопменте, ретейле и логистике, подписавшей контракт до 2030 года. Число китайских спонсоров ФИФА увеличилось до семи компаний. Именно они, в основном, позволили увеличить доходы организации от такого вида деятельности на 200 млн долларов, по сравнению с 1,45 млрд, которые значились в первоначальном плане. Остальные деньги приносят продажа лицензионных прав (7%), билетов и «пакетов гостеприимства» (сверхдорогие билеты на матчи в VIP и VVIP-ложи) (8%) и прочие доходы (3%). В интересующий нас период ФИФА перезаключила новый очень выгодный контракт с EA Sports - разработчиком популярных киберспортивных игр. Сумма соглашения была увеличена с 50 до 160 млн долларов (на 223%). По условиям договора EA Sports взяла на себя обязательства выступить организатором ФИФА eWorld Cup 2018 - глобального чемпионата мира по киберфутболу, финал которого должен состояться в августе 2018 года. Но ФИФА не только зарабатывает, но и тратит. В первую очередь средства расходуются на организацию венчающего цикл чемпионата мира. Так, ФИФА перечислит российскому Оргкомитету 627 млн долларов. Эти деньги помогут стране-хозяйке компенсировать хотя бы часть расходов. Еще 400 млн долларов будут потрачены на призовые. Сборная Франции, завоевавшая титул, получит 38 млн долларов от ФИФА, а российская команда, дошедшая до четвертьфинала – 16 млн призовых. Кроме этого федерации придется оплатить производство телевизионного сигнала со всех 64 матчей чемпионата, гонорары судей, разработки IТ-решений, оплату страховки чемпионата и т.д. Всего же ФИФА потратит на организацию мирового первенства этого года 1,95 млрд долларов. Любопытно, что на организацию остальных 15 турниров за отчетный период было израсходовано всего 600 млн долларов. Кроме этого в обязательной программе расходов международной федерации ежегодные целевые выплаты ее членам, за счет которых финансируются различные образовательные программы, семинары арбитров и тренеров. В 2015-2018 годах на эти цели ФИФА израсходовала 1,65 млрд долларов США. В почти миллиард (891 млн долларов) организации обходится содержание офиса, зарплата и командировочные ее чиновников. Таким образом, за последние четыре года ФИФА на свою деятельность было потрачено пять с половиной миллиарда долларов. А теперь остается свести доходы с расходами. И получается, что чистая прибыль составит за отчетный период 544 млн долларов США. Сергей Анисимов