Политика 30.10.18 21:44

Спекуляции вокруг кавказской границы

FLB: Очередной виток спекуляций вокруг границы между Чечнёй и Ингушетией вызвало простое заявление Юнус-Бека Евкурова о том, что данный вопрос лежит выше сферы компетенции Конституционного суда республики

Спекуляции вокруг кавказской границы

Напомним, что граница между этими субъектами федерации до самого последнего времени не была определена. Универсальной процедуры для решения подобных проблем в российском законодательстве просто нет. В каждом отдельном случае проблема решается индивидуально, но с обязательным соблюдением духа закона, так, чтобы это решение не нарушало принципиальные основы отечественной юстиции.

Поэтому в данном конкретном случае был выбран такой вариант: главы республик приходят к определённому, глубоко проработанному их администрациями, соглашению, а парламенты субъектов либо утверждают это решение, либо отклоняют его.

Главы субъектов договорились, что республики проведут обмен определёнными территориями. И спекуляции о том, что Ингушетия только отдаёт свои территории Чечне – беспочвенны. Ингушетия в результате этого соглашения приобретает большие земли. Парламенты утвердили этот документ, но внезапно слово взял Конституционный суд Ингушетии, который заявил, что принятый законопроект не соответствует конституции республики.

А сегодня глава республики Юнус-Бек Евкуров просто заявил, что правомерность соглашения о границе Ингушетии с Чечней должен оценивать Конституционный суд России, а не Конституционный суд субъекта РФ, об этом со ссылкой на РИА «Новости» сообщает «Ридус».

Это более чем резонное заявление, тем не менее, бурю негодования в определённых кругах. Так русская служба ВВС вышла по этому поводу с броским заголовком «Глава Ингушетии отказался признать решение местного суда о границе с Чечней».

На самом же деле в одностороннем порядке подобные вопросы решать нельзя. Об этом газете «Взгляд» сказал адвокат Алексей Мельников. «В ситуации, когда КС одной из республик считает заключённый между сторонами договор недействительным, а второй субъект считает этот договор действующим, возникает правовой конфликт, который должен быть разрешен федеральным органом – Конституционным судом», - пояснил он.

Мельников напомнил статью 67 Конституции, которая говорит, что территории субъектов федерации включены в территорию РФ. Изменение территории регионов невозможно в одностороннем порядке без участия в этом процессе федеральных органов. Статья 102 Конституции требует утверждения изменения границ между субъектами Советом Федерации. А, следовательно, решение, принятое КС Ингушетии, находится за пределами его компетенции, о чём и сказал глава этого региона.

Если же углубиться в ситуацию, то крупнейший ингушский тейп Орстхой, чьей исконной родиной является и приграничная часть Ачхой-Мартановского района Чечни, поддержали это соглашение. А те, кто устраивал координационное совещание, по итогу которого и состоялось обращение в Конституционный суд Ингушетии, попросту не пригласили на этот разговор старейшин орстхойцев, проигнорировав, таким образом, мнение крупнейшего в республике общества. А, следовательно, и решение регионального Конституционного суда проигнорировало позицию этого тейпа.

Но даже если оставить за скобками эту чисто кавказскую специфику, оказывается, что все эксперты по отечественному законодательству единодушны в оценке событий. Вот какого мнения, на пример, придерживается юрист Денис Паньшин. «КС субъекта не правомочен принимать решения такого уровня, поскольку нормативный акт вступил в силу и затрагивает интересы нескольких сторон, – указал Паньшин. – Можно покопаться и сказать, что была нарушена процедура и потому соглашение – незаконное, но это уже прерогатива КС РФ, потому что это касается не законодательства субъекта, а межрегионального и затрагивает интересы России».

Может несколько грубовато, но предельно доходчиво эту коллизию разъясняет телеграм-канал «Выборный» .

Постановление КС Ингушетии он сравнивает с решением «главы посёлка Шмаляево Огнестрельского района Ружейной области о денонсации договора РСМД или объявлении войны США».

Поскольку, пишет автор канала, «Конституционный суд субъекта не имеет права рассматривать уже вступившие в силу законы. Он рассматривает только ещё не принятые в окончательном виде законопроекты. А жалоба в КС Ингушетии была подана и принята лишь на следующий день после вступления соглашения в силу». Более того, Конституционный суд Ингушетии может рассматривать лишь внутренние законы республики, а здесь - межреспубликанский договор.

Вывод, считает автор канала, юридическую силу имело бы признание незаконным соглашения о границе, принятое Конституционным судом Российской Федерации. И жаловаться нужно (было) именно в КС РФ.

Но так ли это важно тем, кто хочет раздуть шумиху на ровном месте и нарушить спокойствие такого непростого региона, как Северный Кавказ?


Мы в соцсетях

Новости партнеров