Трейдеры отпущения

Владимир Дзагуто о том, чем топливные спекулянты удобны «Роснефти»

Войну на уничтожение нефтетрейдеров, которую развернула «Роснефть», сама она объясняет борьбой за доходы: «Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) взяли на себя дополнительные обязательства и издержки (в рамках сдерживания цен на топливо.— “Ъ”), и недопустимо, чтобы эти издержки превратились в дополнительные доходы перекупщиков». Другими словами, уберем трейдеров-спекулянтов, отдадим их маржу нефтяникам. Лично я не до конца уверен, что госкомпания хочет именно того, что декларирует. Дестабилизацию торгов и рост цен, спровоцированный уходом «Роснефти» с биржи 15 ноября, можно трактовать как чистую пропаганду важности компании для топливного рынка, вреда, который якобы наносят трейдеры, их вины в возможном топливном кризисе. Борьба за имидж и перекладывание ответственности — ничего нового.

Заведующий отделом бизнеса Владимир Дзагуто

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Другое дело, если «Роснефть» начала трейдероцид не для пиара, а всерьез. Допустим, биржа действительно повыгоняет перекупщиков, зашкурит рынок до идеально ровного состояния, на котором будут царить ВИНКи, их сети АЗС и некие дружественные «правильные» частные заправки. По итогам нефтяники приберут к рукам «спекулятивную» маржу, биржа нефтепродуктов окончательно потеряет смысл, а слово «рынок» будет означать лишь «объем реализации».

Бензиновая монополия выглядит вполне реализуемой схемой. Но остается вопрос, зачем ВИНКам, уничтожая спекулянтов-трейдеров, брать на себя ответственность монополиста.

А отвечать придется за многое. Вот, например, за Крым, где в нашей гибридной реальности «Роснефть» официально «не работает». На полуострове угрозу уничтожения трейдеров, возящих туда топливо с НПЗ госкомпании и тем самым де-факто оказывающих ей услугу защиты от санкционных рисков, восприняли всерьез и срочно потребовали от федерального правительства собственного локального монополиста. Чтобы было на кого возложить ответственность.

Отвечать за Сибирь и Дальний Восток, где заправки ВИНК сейчас в меньшинстве. За снабжение удаленных районов, за перебои в поставках, за очереди на АЗС, за любые идеи государства о топливном субсидировании проблемных отраслей... В случае, например, очередного дефицита ГСМ уже не будет таких удобных, почти no name, «независимых участников рынка», которых легко обвинять в «непрозрачных сделках», «незаконно завышенных ценах», «реализации контрафакта» и т. д.

Если на таком «зачищенном» рынке что-то случается или чего-то недостает, во всем обычно оказывается виноват крупнейший государственный игрок. Насколько сложно при этом найти баланс между головной болью и выгодой, можно расспросить «Газпром», чью затратную программу газификации России премьер Дмитрий Медведев официально называл нацпроектом, только вот из бюджета она не финансируется.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...