Стиль
Впечатления Голые и серьезные: пять знаменитостей, обнажившихся в знак протеста
Стиль
Впечатления Голые и серьезные: пять знаменитостей, обнажившихся в знак протеста
Впечатления

Голые и серьезные: пять знаменитостей, обнажившихся в знак протеста

Фото: depositphotos.com; getty images
Актриса Кира Найтли согласилась позировать с обнаженной грудью для журнала Interview при условии, что ее изображение не будут ретушировать. И теперь эта часть женского тела становится социально значимым поводом для ожесточенных дискуссий.

Несмотря на активную поддержку со стороны фанатов Киры Найтли и многих других знаменитостей, вопрос все равно остается спорным. Так, гражданская активистка Изабель Магкоева заметила, что «несмотря на безусловно позитивное влияние таких акций на общественное сознание, Кира смотрится забавно на страницах журнала, который десятилетиями учил женщин ненавидеть свое тело».

«РБК.Стиль» вспомнил еще пять смелых женщин, выразивших топлес-протест, и спросил экспертов, что все это значит.

 

Скаут ЛаРу Уиллис

22-летняя дочь Брюса Уиллиса и Деми Мур вышла на улицы Манхэттена с голой грудью в знак протеста против цензуры Instagram, который блокирует аккаунты пользователей, выкладывающих голый контент. Уиллис вышла за цветами в юбке, обуви и с сумочкой, сделала селфи для своего Twitter-аккаунта и поставила хештег #FreeTheNipple. «Я хочу помочь женщинам принимать независимые решения в отношении собственного тела», — написала девушка.

Акция приобрела крупные масштабы, когда к ней присоединилась модель Кара Делевинь, певица Рианна и сестра Скаут. Румер Уиллис заявила, что не может быть ничего постыдного в женской груди, потому что она связана не только с эротикой, но и с материнством и кормлением. Сейчас Румер занимается выпуском фильма о том, почему нам удобнее смотреть на сцены насилия и жестокости, чем на обнаженную женщину.

 

Рианна

Певица пришла в откровенном платье на вручение модной премии CFDA, чтобы поддержать протест Скаут Уиллис. Аккаунт Рианны в Instagram был заблокирован из-за публикации обложки журнала Lui, где грудь певицы не была прикрыта. Рианну и ее поклонников возмутила скорее непоследовательность действий руководства социальной сети: раньше в аккаунте певицы уже появлялись откровенные фотографии, но они не привлекли внимания модераторов. Полупрозрачное платье Adam Selman на голое тело не вызвало негодования у других гостей премии, несмотря на то что раньше певицу обвиняли в недетских нарядах. В этот же вечер ей вручила премию Анна Винтур.

 

Джейми Ли Кертис

Звезда фарс-комедии «Рыбка по имени Ванда» и мама из «Чумовой пятницы» Джейми Ли Кертис обнажилась для журнала AARP, Ассоциации пожилых людей Америки, в 2008 году в возрасте 50 лет. Актриса сказала, что хочет показать миру, что быть пожилой — это классно. «Я стала умнее, я стала глубже и я чувствую себя намного лучше, чем в 20», — сказала Кертис. Актриса перестала скрывать седину, носить украшения и покупать лишнюю одежду: по ее словам, она наслаждается своим возрастом и у нее нет необходимости тратить деньги в индустрии моды и красоты.

 

Андреа Джонс

Трансгендер из Теннесси Андреа Джонс была оштрафована за то, что появилась с голой грудью в полицейском участке, где она собиралась сменить свой пол в водительском удостоверении с мужского на женский. Полицейские отказались менять удостоверение, несмотря на то что Андреа позиционировала себя как женщину. Тогда трансгендер оголила грудь, объяснив это тем, что раз она мужчина, она не может быть за это наказана. Несмотря на штраф, удостоверение ей все-таки сменили.

 

Челси Хэндлер

Американская комедиантка Челси Хэндлер, автор бестселлера «Водка, где ты? Это я, Челси» и ведущая шоу Chelsea Lately, опубликовала в Twitter свою фотографию, где она позирует с голой грудью, рядом с фотографией Владимира Путина, который с голым торсом мчится на коне. «Я не понимаю, почему обнаженная грудь Владимира Путина красивее, чем моя», — сказала актриса. Таким образом Хэндлер выразила протест против цензуры в интернете, которой подвергаются женщины, позирующие топлес.

 

 

 


Говорят и не показывают

 

Мы спросили у людей, знающих и имеющих дело с обнаженной натурой по долгу службы, как они оценивают акцию Киры Найтли и тренд демонстрировать свои неодетые достоинства в принципе.

Илья Дворников,
культуролог, куратор художественных проектов,
— о кризисе межгендерной коммуникации
и распущенности

Запрет на демонстрацию и изображение женской груди в прогрессивном, казалось бы, XXI веке набирает новые обороты. Исторически запрет на изображение женской груди сложился на заре распространения христианства в Западной Европе. Женская грудь, как и другие части человеческого тела, связанные с телесностью, сексуальностью и человеческой природой, рассматривалась как символы первой женщины, приведший себя и мужчину к изгнанию из рая. Другими словами, как символ порочного и негативного для всего человеческого рода. Данная мысль очень хорошо характеризует патриархальную модель, по которой живет социум многие тысячелетия, с момента укрепления христианства.

Однако в каждой эпохе находились аргументы в пользу свободы женской телесности. Так, в эпоху Возрождения, когда религия отступает перед светскими ценностями, находятся аргументы, позволяющие изображать обнаженную женскую грудь в произведениях искусства как символ плодородия и деторождения. Столетиями позже появляются корсеты, подчеркивающие красоту и объемы форм, суть которых трактовалась как демонстрация той же естественной женской красоты как матери, символа продолжения рода. В XIX веке происходит обратная ситуация, и суждение о женской телесности в некотором смысле уходит назад. Появляется представление о приличиях и сдержанности. Женщина снова начинает скрывать естество своего тела. Опять же здесь можно наблюдать слет давления патриархальной модели. Особенно большое влияние на выражение женской телесности сложилось в конце XIX века благодаря Викторианской эпохе в Великобритании. Появилось такое явление, как пуританская мораль, с убеждением в аскетичности, строгости нравов и идеи, что женщина должна существовать только для своего мужчины. Во многом именно эти влияния были заметны чуть ли не весь XX век.

Сейчас общество находится в полярном состоянии, когда уровень, если так уместно сказать, свободы нравов достиг определенного пика, а патриархальная модель при этом испытывает кризис. Сейчас в современной культуре четко прослеживается потребность общества к практически христианской сдержанности с желанием не попрать свободу своей телесности. Возрождаются феминистски настроенные движения, при этом потребность в религии другой части социума, сдержанность и распущенность явлений художественной культуры, надуманные ограничения в СМИ, так же как заявления тех же СМИ о несвободе человека. Данные процессы можно рассматривать как кризис межгендерной коммуникации, когда мужчины и женщины стали терять свою идентичность, а как следствие, телесность. Таким образом открытая демонстрация женских признаков может при тех или иных событиях истолкована как вызов и агрессия или же как положительный символ продолжений рода.

 

• • •

 

Евгений Иванов,
фотограф,
— о всеобщей любви к женской груди
и отсутствии в ней смыла

Я думаю, что эта акция Киры Найтли для Interview мало что способна изменить. Разве что все запомнят, что фотографии актрисы не нужно ретушировать. Это не имеет смысла, потому что в первую очередь это коммерческая фотография, она должна продавать, и люди, от которых это зависит, сделают все возможное, чтобы улучшить результат, даже не увеличивая формы Киры. Другое дело, конечно, что любое человеческое тело можно снять по-разному.

Женская грудь во все времена считалась одной из двух самых привлекательных частей женского тела. И конечно, это не могло не наложить определенный отпечаток и на фотографию. Абсолютно точно могу сказать, что женскую грудь любят как мужчины, так и женщины. А точнее — любят смотреть на нее. Поэтому существует огромное количество уже ставших классикой фотографий, на которых женская грудь, чаще всего обнаженная, является ее неотъемлемой частью. С точки зрения профессионального фотографа ничего нового, в общем.

 

• • •

 

 

Анна Сволочова,
феминистка,
администратор паблика Body Positive,
— о социальной составляющей обнаженной груди

Репрезентация естественного женского тела в массмедиа — вещь редкая, направленная не на формирование нормального здорового отношения к телу, а скорее на эпатирование публики. Если это вообще не рекламный трюк. То есть какое-нибудь издание или фирма используют в этот раз женское тело не с позиции объективации и сексуализирования оного, а с позиции «Мы тоже молодцы, занимаемся социальными проблемами, покупайте наш товар сильнее». И по факту образ женского тела остается «персоной нон-грата» и используется в качестве исключения, в качестве единоразовой акции. А это должно быть нормой, а не чем-то таким, чем можно было бы удивлять публику и привлечь внимание необычным подходом.

В такой рафинированной среде, где женское тело подчинено культу красоты, очень важно, когда звезды мирового масштаба, женщины, имеющие влияние в обществе, пытаются оказывать сопротивление навязшим в зубах идеалам. Подают личный пример. И это очень важно для общественного самосознания, для тех женщин и девушек, девочек, испытывающих постоянный прессинг нормативной действительности в отношении образа их тела. Очень важно, что ты не одна. Очень важно отождествлять себя с кем-то и знать, что вы похожи. И что ваши особенности  это нормально. Это очень мощный терапевтический эффект в проблемах принятия себя. Именно поэтому обнажение груди в знак протеста — очень позитивное явление. Оно борется и с лукизмом, доказывая, что нет «идеальных стандартных тел», и с объективацией.

 


Софья Качинская