Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Собачья свалка»: Су-57 сравнили с F-22 Raptor

В США сравнили истребители Су-57 и F-22 Raptor

Американские журналисты сравнили характеристики F-22 Raptor и российского Су-57 и пришли к выводу, что вероятность победы в бою одного из «превосходных самолетов» будет определяться разве что броском монеты. Однако все оказалось не так просто. «Газета.Ru» разбиралась, чего стоят эти машины.

Возросшая напряженность между США и НАТО с одной стороны и Россией с другой заставляет задуматься: как будут выглядеть Су-57 и F-22 Raptor в воздушном бою, пишет журнал The National Interest.

Как отмечает издание,

официальное принятие Россией самолета Су-57 (ПАК-ФА/Т-50) на вооружение является еще одним напоминанием о том, что мировая площадка истребителей пятого поколения становится все более тесной. Соединенные Штаты, Китай, Россия, Япония и Корея работают над проектами своего пятого поколения, но пока, подчеркивается в материале NI, в рабочем состоянии только три самолета: F-22 Raptor, F-35 Joint Strike Fighter и китайский J-20.

F-22

F-22 Raptor был принят на вооружение в качестве истребителя для завоевания превосходства в воздухе. Он предназначен для решения тех же задач, что и F-15C Eagle. Первоначально планировалось, что Raptor заменит Eagle. Самолет был спроектирован и построен корпорацией Lockheed Martin, у которой уже был опыт создания первого боевого истребителя-невидимки F-117A Nighthawk. В 1990 году прототип истребителя YF-22 принял участие в полете с самолетом корпорации Northrop YF-23 Black Widow II и выиграл в этом соревновании в значительной степени благодаря акценту Lockheed Martin на малую радиолокационную заметность и маневренность.

Малая радиолокационная заметность изначально закладывалась в качестве ключевой особенности F-22. Формы самолета в значительной степени были смоделированы и рассчитаны на раннем суперкомпьютере Cray. Конструкция F-22 обеспечивает максимальную скрытность от бортовых радиолокационных станций истребителей вероятного противника и радиолокационных средств радиотехнических и зенитных ракетных войск.

Механизация крыльев, створки люков отсеков для авиационных средств поражения, выхлопные конусы и сопла двигателей выполнены так, чтобы минимизировать радиолокационную заметность самолета. В то же время большие вертикальные наклонные кили хвостового оперения уменьшают инфракрасную заметность истребителя с определенных углов. Металлические поверхности самолета также покрыты радиопоглощающими материалами и соответствующей краской.

Использование суперкомпьютера Cray позволило сделать F-22 чрезвычайно маневренным, особенно при больших углах атаки. Ключевой особенностью F-22 является использование вектора тяги по оси тангажа, что позволяет сочетать мощность двигателя с маневрированием при больших углах атаки, чтобы получить преимущество в воздушных боях.

Прозрачная часть пилотской кабины стала самой большой из всех когда-либо изготовленных из поликарбоната. Он обеспечивает летчику отличный обзор.

F-22 оснащен двумя турбореактивными двигателями типа F119 с дожиганием топлива, которые обеспечивают самолету 70 тыс. фунтов тяги, что на сорок процентов больше, чем у F-15 Eagle. Двигатели позволяют Raptor развивать в бесфорсажном режиме скорость в 1,4 М, тем самым увеличивая дальность полета. А это важный фактор для самолета, который не может нести подвесные топливные баки в бой. Бортовая радиолокационная станция (БРЛС) самолета AN/APG-77 не только способна обнаружить противника первым, но и дает пилоту F-22 возможность прежде него открыть огонь.

Raptor имеет три внутренних отсека для оружия. Один из них предназначен для подвески ракет AIM-9M/X Sidewinder с инфракрасной головкой самонаведением. В другом, который ближе к хвосту самолета, могут быть размещены шесть ракет AIM-120 AMRAAM («Slammer») с радиолокационной головкой самонаведения с дальностью стрельбы до 65 миль. В центральном отсеке могут подвешиваться бомбы типа JDAM со спутниковым наведением или до четырех 600-галлонных топливных баков. Помимо этого, F-22 оснащен шестиствольной 20-мм пушкой Гатлинга M61A2, укрытой в корневой части правого крыла. Боеприпасов к ней хватит на почти пяти секунд непрерывного огня.

Су-57

Характеризуя Су-57, NI подчеркивает, что об этом самолете известно значительно меньше. Несмотря на семь лет испытательных полетов, многие особенности российского самолета остаются скрыты от общественности.

Хотя оба являются истребителями пятого поколения, Су-57 значительно отличается по конструктивному замыслу от F-22 Raptor. Оба маневренны. Но последний отличается малой радиолокационной заметностью (МРЗ). В Су-57, по мнению издания, делается упор на скорость, что, возможно, делает его похожим на самолет разработки корпорации Northrop YF-23 Black Widow II.

Американские эксперты считают, что Су-57 — это эволюция концепции Су-27 «Фланкер», модернизированной в сторону малой радиолокационной заметности и большей маневренности.

NI обращает внимание на тот факт, что

российский Су-57 до сих пор не получил штатные двигатели 5-го поколения. Каждый из этих двигателей под названием «изделие 30» способен развивать от 24,054 тыс. до 35,556 тыс. фунтов тяги, причем максимальные значения этих показателей примерно совпадают с характеристиками двигателей F-22 F119. Считается, что «изделия 30» обеспечат Су-57 скорость в 1,5 М в бесфорсажном режиме.

При этом, «к сожалению, «изделие 30» испытывает трудности, и в результате первые двенадцать новых самолетов будут оснащены двумя турбовентиляторными двигателями типа АЛ-41Ф1 с тягой в 65000 фунтов, то есть Су-57 комплектуется пока теми же двигателями, что и Су-35», отмечает журнал.

Су-57 будет оснащен радиолокационной системой N056 «Белка» и комплектом электронных контрмер L402. Массивы L-диапазона будут основным средством обнаружения самолета-невидимки, в то время как на более коротких дистанциях электрооптический набор 101KS Atoll, включающий инфракрасную систему поиска и слежения, поможет пилоту отслеживать и поражать цели с помощью ракет с инфракрасным наведением.

Су-57 имеет два больших внутренних оружейных отсека, расположенных тандемно и занимающих практически всю полезную длину самолета. По мнению NI, в каждом отсеке может быть размещено до четырех ракет К-77М (Р-77М, РВВ-СД) с дальностью стрельбы в 100 миль.

Ракета Р-77 оснащена твердотопливным двигателем, обеспечивающим энергичный начальный отлет от носителя на максимальную дальность полета. При этом развивается скорость полета, соответствующая числу 4 М.

Наведение ракеты комбинированное: командно-инерциальное на начальном участке траектории и активное на конечном участке. Переход к активному наведению производится по сигналу с бортового компьютера, определяющего дальность захвата цели головкой самонаведения.

Помимо этого, Су-57 оснащается двумя ракетами K-74M2 — ракета ближнего действия класса «воздух-воздух» с системой инфракрасного самонаведения. Это модернизированный вариант ракеты Р-74 с дальностью стрельбы до 40 км.

Особенности конструкции самолетов Су-57 и F-22 дают им разные преимущества на разных дальностях.

Приоритеты и вооружение Су-57 позволяют обнаруживать и ликвидировать возникающие угрозы на больших расстояниях.

Акцент Су-57 на скорости дает ему возможность быстро реагировать или быстро отступать.

Как только два противоборствующих истребителя приблизятся к дальности видимости, комбинация маневренности Су-57 и особенностей его БРЛС сделает его смертельным противником.

F-22 Raptor, с другой стороны, обладает малой радиолокационной заметностью и маневренностью. F-22 может обнаружить противника на большом расстоянии и при этом оставаться невидимым для противостоящей стороны.

Таким образом, у F-22 больше шансов получить инициативу на ранних этапах воздушного боя и выиграть схватку еще до того, как два самолета смогут приблизиться друг к другу. В воздушных боях типа «собачья свалка» будет трудно понять, кто победит, учитывая, что нет данных о том, насколько маневренным является Су-57, но некоторые особенности БРЛС российского самолета и инфракрасной системы поиска и сопровождения, которой не обладает американский истребитель-невидимка, станут его большим бонусом в бою, уверены авторы статьи.

При этом, по сути дела, мы сегодня детально не знаем не то что характеристик отечественного истребителя 5-го поколения Су-57, мы даже толком не знаем тактико-технических характеристик F-35 и F-22, хотя уровень открытости, связанный с зарубежными образцами военной техники, традиционно существенно выше, чем у нас.

К примеру, в современных и перспективных самолетах нет никакого смысла сравнивать скорость. Она, по большому счету, никого не интересует, как и высота полета. Сегодня самолеты-истребители уже не гоняются друг за другом, как в воздушных боях Первой и Второй мировых войнах.

Что касается маневренности, то она, безусловно, вещь более сложная для анализа и сравнения. В определенных обстоятельствах маневренность истребителя имеет значение, но не решающее, как в прежние времена.

Кроме того, очень трудно сравнивать боевую нагрузку. Сейчас она тоже не так важна, как раньше. Понятно, что на самолете класса 25 тонн можно разместить от 5 до 8 тонн боевой нагрузки. Но и это не является ключевым параметром — 8 тонн можно подвесить и на французский «Рафаль». Главное — на какую дальность можно работать с этой нагрузкой.

То есть ключевым параметром для современного самолета является сочетание боевой нагрузки и дальности полета. В конечном счете это выливается в радиус боевого применения, в пределах которого можно вести эффективный воздушный бой.

И именно этого сочетания — боевой нагрузки и дальности полета для самолетов 5-го поколения — нигде в открытых источниках нет.

Одним из ключевых параметров, определяющих боевую эффективность истребителей 5-го поколения, являются тактико-технические характеристики бортового радиолокатора. К примеру, важна не просто его предельная дальность работы, а дальность обнаружения тех или иных целей с вполне конкретными эффективными отражающими поверхностями. Однако никто из специалистов, владеющих этой информацией, не станет разглашать данные о подлинных характеристиках бортового радиоэлектронного оборудования истребителя 5-го поколения.

Что касается еще одной характеристики бортового радиолокатора современного истребителя, причем характеристики из разряда важнейших, — его помехозащищенности в сложных условиях радиоэлектронной обстановки — то и она в настоящий момент времени вообще никак и нигде не описана.

Поскольку большинство тактико-технических характеристик боевых машин 5-го поколения носит закрытый характер, представляет собой на этом этапе разработки и эксплуатации государственную и военную тайну, сравнение выглядит некорректно.

Новости и материалы
Куба станет ближе для россиян зимой и весной
В посольстве России отвергли обвинения США в кибератаках на Европу
Большинство россиян считают важными уроки Великой Отечественной войны для молодежи
Артиллеристы РФ не дают ВСУ спокойно закрепляться на правом берегу Днепра
Стало известно, какие навыки работодатели хотят видеть в каждом резюме
В РФ в два раза подешевели авиабилеты в Европу
Украинские войска отошли от границы с Белгородской областью
В Госдуме анонсировали повышение пенсий военным
На Украине объяснили, почему документы минобороны подписывает не Умеров
В России планируют увеличить штрафы для владельцев опасных объектов без страховки
Соблюдавшим пост людям рекомендовали не налегать на яйца на Пасху
Алжир запросил закрытое заседание Совбеза ООН по теме массовых захоронений в секторе Газа
Аномальный снегопад пришел на южный Урал
Россиянам назвали самое безвредное для фигуры мороженое
Для ударов в тылу России Украина запрашивает у США разведывательные дроны
СВО помогло минобороны Украины выявить коррупцию в армии
После взрывов в украинском Павлограде есть перебои с электричеством
В районе Сахалина произошли землетрясения
Все новости