Курс на осознанность и саморазвитие

«Цифровой сад» СберПервого как новая философия разумного потребления

Экономист Оксфордского университета Колин Майер в книге «Процветание» отмечает, что задача любой корпорации состоит в поиске выгодных решений проблем людей и планеты. Соответственно, чем сильнее и успешнее компания, тем выше должен быть уровень ее вовлеченности в важнейшие общественные проблемы. Ведение социально ориентированного бизнеса является общемировой тенденцией, поддерживаемой финансовым сообществом на глобальном уровне. Однако зачастую инвесторам и клиентам в данном вопросе отводится второстепенная роль, а ведь в конечном итоге именно они – те самые люди, от повседневных решений которых зависит будущее нашей планеты.

Известно, что среднестатистический человек сегодня покупает на 400 % больше вещей, чем два десятилетия назад. При этом, как и в недавнем прошлом, 80 % времени он носит лишь 20 % своего гардероба. Примерно то же самое происходит с едой. По данным Центра мусороперерабатывающих технологий, только в Москве и области количество отходов ежегодно составляет 16 млн тонн, из них около 60 %  не подлежат переработке.

Согласно отчету НИУ ВШЭ, большая часть россиян готова следовать принципам разумного потребления. Например, от 58 % до 64 % указывают на важность установки контейнеров для раздельного сбора мусора во дворах, 48–59 % – на необходимость увеличения пунктов приема вторсырья и бытовых отходов, 42–58 % – на поддержку развития бизнеса по переработке отходов/мусора для повторного использования. При этом только 23 % этичных покупателей хватает имеющейся информации по данной теме. И здесь у корпораций есть уникальный шанс изменить ситуацию. Путем задействования своего масштабного ресурса они могут стать проводниками клиентов в мир новых идей и смыслов.

Так, в июле этого года СберПервый запустил образовательный проект «Цифровой сад» об одном из важнейших понятий в экономике нового времени – разумном потреблении. Вдохновением для платформы послужила эпикурейская школа «Сад», сыгравшая заметную роль в развитии древнегреческой философии. Созданный как община единомышленников, «Сад» был местом для обмена мыслями, идеями и обсуждения в дружественной обстановке серьезных вопросов развития общества.

Оценивая товар, человек смотрит не только на его прямые качества, но и на то, отвечает ли покупка убеждениям и жизненным принципам своего обладателя.

«Цифровой сад» представляет собой подробный гид по разумному потреблению в разных сферах жизни от лица ярчайших представителей мира искусства, бизнеса и других популярных направлений. Так, в главе «Мода» дизайнер Алена Ахмадуллина рассказывает о подходе к приобретению вещей, фэшн-трендах и высокотехнологичных разработках в области текстильных материалов. В разделе «Гастрономия» московский ресторатор Илья Тютенков и шеф-повар ресторана «Северяне» Георгий Троян рассуждают о современных тенденциях в гастрономии и еде как источнике долголетия. Дизайнер интерьеров Марина Гисич в «Цифровом саду» объясняет, почему работа над интерьером становится поводом для самообразования и личностного роста. Эксперт делится способами воспитания визуального вкуса и объясняет, как «читать» коллекционный дизайн.

Важно отметить, что все материалы носят исключительно просветительский характер и направлены на расширение границ восприятия пользователей. Создатели «Цифрового сада» сознательно не используют ультимативные рекомендации и повелительное наклонение, чтобы не вызвать отторжение у своих зрителей. Эффективность нативного повествования доказывает и опубликованное в октябре исследование Университета Джорджии. В частности, ученые уверяют, что прямые призывы и назидательные часто повторяемые советы по этике вне всякого контекста воспринимаютcя аудиторией крайне негативно.

Одна из важных целей платформы ‒ по-новому взглянуть на все, что нас окружает. Если перефразировать знаменитую цитату Декарта Cogito ergo sum, лозунг начала XXI века может звучать как «я покупаю – значит существую». Совершая покупки, мы делаем выбор, корни которого уходят гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Каждая вещь – отражение нашей личности. Оценивая товар, человек смотрит не только на его прямые качества, но и на то, отвечает ли покупка убеждениям и жизненным принципам своего обладателя. К сожалению, по большей части коммуникация через потребление ограничена базовыми уровнями: достаток и социальный статус, вкус и стиль. Но сейчас мы видим, что все больше людей стремится продемонстрировать культурно-интеллектуальный капитал вместо финансового. «Цифровой сад» через интересные кейсы и истории работает над смещением фокуса с формата «потребление как развлечение» и «потребление как доказательство статуса» на «потребление как возможность для саморазвития». Научно доказано, что опыт и позитивные эмоции делают нас счастливее, чем материальные блага, а процесс познания – это мощнейшее удовольствие, сопровождающееся выработкой дофамина. Недаром даже Эпикур говорил, что «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».

Читайте также