adult
    finam
  • USDRUB
  • EURRUB
  • CNYRUB
  • BRENT
Вадим ЗаськоДекан факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор

Оценка того, что россияне ежегодно теряют до 400 млрд рублей из‑за того, что не оформляют положенные им налоговые вычеты, кажется мне сильно преувеличенной и не соответствующей реальности. Давайте разберемся, почему это так, и как на самом деле работает система. Приведенная оценка основана на том, что в среднем каждый работающий россиянин недополучает 15–20 тыс рублей в год, а таких людей насчитывается около 26 млн. Отсюда будто бы и получается общая сумма невостребованных денег — 380–400 млрд рублей. Однако чтобы получить вычет на такую сумму, нужно сначала потратить на образование, лечение или спорт как минимум 100–150 тыс рублей в год. Получается, что миллионы людей якобы тратят такие деньги и при этом совершенно не знают о своем праве на возврат части средств. На самом деле это не так. Главный аргумент, опровергающий эти расчеты, — развитие налоговых сервисов. Сейчас большинство вычетов, включая имущественные, а также вычеты на образование, лечение и спорт, налоговые органы определяют автоматически. Это называется проактивный режим. Система сама видит, что у человека есть право на вычет, собирает нужные документы, и гражданину остается только подтвердить свое желание его получить. Ничего доказывать или собирать бумаги вручную не нужно. Конечно, есть одно важное условие: организация, в которой вы получаете услуги (учебное заведение, клиника или спортивный центр), должна иметь лицензию и работать с налоговой службой в электронном формате. В этом случае информация об оказанных услугах поступает в ФНС автоматически, и вычет назначается без вашего участия. Также поднимается тема, что прогрессивная шкала налога на доходы (НДФЛ) якобы может увеличить объем недополученных выплат. Это тоже неверно. Ограничения по социальным вычетам никак не пересекаются с первой ступенью повышенной ставки, которая начинается с доходов свыше 2,4 млн рублей в год. Максимальные суммы социальных вычетов (кроме дорогостоящего лечения) находятся гораздо ниже этого порога. Повышенная ставка может влиять только на имущественные вычеты при покупке недвижимости, но и там, как уже говорилось, процесс получения вычета полностью автоматизирован.

ПОХОЖИЕ СЮЖЕТЫ

ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ

Видео дня

В РВСН началась плановая проверка Владимирского ракетного объединения
Эксклюзив
Русский бренд

Актуальные новости в наших соцсетях

Приложение СМИ2Быстрый доступ к новостям
QR-код для скачивания приложения СМИ2
ООО «СМИ2», 2026